Член Союза писателей России, главный редактор журнала «Волга – XXI век» Елизавета Мартынова поделилась своим мнением о работе ИД «Волга»
Елизавета МАРТЫНОВА,
главный редактор журнала «Волга – XXI век»,
член Союза писателей России,
кандидат филологических наук
Книги, с которыми можно жить
Книги и альбомы издательского дома «Волга» выгодно выделяются среди книжной продукции многих других (и не только саратовских) издательств тщательным подходом к оформлению и редактуре. При таком подходе сами книги становятся произведениями искусства, а не просто бумажным носителем информации с тематическими иллюстрациями. Думаю, для такого понимания Книги (с большой буквы) нужен особый дар – дар видения и понимания Красоты как таковой. Потому что Книга в высоком смысле слова – это образ мира, мира Прекрасного, воплощение красоты.
Возможно, поэтому самым частым жанром издательства становятся альбомы.
Иллюстрации, их подбор создают определённый образ мира, не хаотичный, а гармонизирующий наши представления о том или ином предмете.
Глядя, как художники делали прекрасным образ города, не прибегая к штампам и красивостям, читатель этого альбома сам меняется, меняется его видение и восприятие. Такие книги помогают увидеть красоту, про которую мы, как правило, забываем в повседневной жизни.
У книг издательства «Волга» не только просветительская, но и воспитательная функция, исподволь такие издания воспитывают вкус читателя.
Конечно, такие издания дороги – как любой предмет роскоши. Но в какой-то степени любое бумажное издание теперь является предметом роскоши, поскольку большинство людей довольствуется информацией, полученной из интернета, информацией как таковой, безо всякой эстетики.
Поэтому лучшая книга – это книга, изданная богато, красиво и со вкусом, особенно если она касается художественной жизни города и страны, отечественной истории и выдающихся личностей. Для того чтобы конкретизировать представление о выпускаемых издательским домом «Волга» книгах, стоит рассказать о нескольких из них, вышедших в последние годы.
Саратовские художники. – Саратов: изд. дом «Волга», 2017. – 192 с: илл.
Альбом «Саратовские художники» охватывает небольшой временной отрезок художественной жизни Саратова и городов области, начиная с середины ХХ века и заканчивая сегодняшним днём. В этом альбоме опубликованы работы и биографии как именитых, так и совсем молодых художников.
С одной стороны, впечатляет энциклопедичность издания (в предисловии искусствовед Маргарита Салмина говорит о том, что в книге воссоздана максимально полная картина художественной жизни Саратова, рассказывает об истории развития этой жизни, о художественном процессе, останавливается на творчестве отдельных художников).
С другой стороны, радует отбор самих картин – они очень характерны для творчества отдельных художников, т.е. изо всего многообразия, созданного мастерами, представлено самое яркое, и на одной или нескольких страницах отображён художественный мир, самое главное в нём.
И всё это прекрасно скомпоновано, подано так, что читатель знакомится с альбомом, с биографией художников и их творчеством с эстетическим удовольствием.
Саратов в изобразительном искусстве / Авт.-сост. Е. К. Савельева; авт. предисловия А. В. Кумаков. – Саратов: изд. дом «Волга», 2012. – 144 с: илл.
Книга «Саратов в изобразительном искусстве» воссоздаёт образ Саратова и художественный, и реальный (реалистичный). Он увиден глазами различных художников разных эпох, и у каждого художника, и у каждой картины есть своя история, своя легенда.
Интересна здесь не только и не столько реалистическая сторона изображённого города, сколько то, как он преображается красотой и разнообразием видения разных художников.
В альбоме представлены как известные художники (П. В. Кузнецов, В. Э. Борисов-Мусатов, П. С. Уткин), так и малоизвестные; как профессионалы, так и художники-любители, современные художники: Н. П. Семёнова, Б. В. Глубоков, Е. Ю. Слыщенко.
Альбом снабжён прекрасным, насыщенным предисловием. О стиле каждого художника написано эмоционально и ярко. Что интересно, у каждого художника выбраны самые знаковые работы (среди изображений превалируют исторический центр Саратова, старинные дома и окраины, почти сельские пейзажи, или индустриальные. Видимо, это и есть лицо нашего города, его характерные черты, и так интересно посмотреть на город не привычным взглядом, а словно бы со стороны, и понять, почувствовать, что именно это красиво).
Важен хронологический принцип: альбом показывает, как изменился наш город в историческом плане.
В конце альбома приведены список произведений и алфавитный указатель. Вполне научное издание.
«Саратов художественный. ХХ–ХХI век»
Более скромное, но не менее энциклопедически насыщенное издание (справочно-художественное). Оно посвящено истории развития художественной жизни в Саратове и Саратовском крае, начиная с середины XIX века и до наших дней. Издание представляет наиболее значительные художественные собрания из музеев Саратова и области; даны краткие биографические сведения о художниках. Особенность книги в том, что иллюстрации, приведённые в ней, публиковались крайне редко – при её создании были использованы материалы из архивов и фондов саратовских музеев, личных архивов и частных коллекций.
В основе лежат уже опубликованные издания: «Энциклопедия саратовского края», «Художники Саратова». Издание это интересно тем, что в нём кратко охарактеризованы не только музеи и музейные коллекции с их знаковыми экспонатами и художественными работами, но также во 2-й части книги представлены биографии и работы саратовских художников (принцип подачи похож на издание 2017 года, хотя последнее ярче и «богаче», но, что интересно, ни в коей мере не совпадает с ними в плане выбора иллюстраций). Таким образом, мы видим перед собой серию «творческих» портретов, нарисованных с академической точностью.
Важна историческая значимость этого альбома (ХХ век уже стал историей, ХХI век продолжает традиции саратовской школы).
Такие издания никогда не бывают лишними, поскольку не могут дублировать друг друга: художественная жизнь города многообразна и требует разностороннего осмысления.
Выпущены издательством и книги другого плана, исторического.
Мезин С. А. Саратовское Поволжье в эпоху Петра I. – Саратов: Издательский дом «Волга», 2022. – 152 с.: илл.
Важно, что это авторская, исследовательская книга, посвящённая важному периоду в истории городов Поволжья, которые в конце XVII – первой четверти XVIII века стали объектом реформаторской деятельности Петра Первого. Основой книги стали новые архивные материалы и критически переосмысленная краеведческая литература. В центре внимания исследователя оказывается история Саратова, который в петровское время стал крупным торговым и промышленным городом Нижнего Поволжья.
В исследование включены отдельные очерки, посвящённые и другим городам: Царицыну, Дмитриевску (Камышину), Петровску.
Кроме того, автор книги подробно исследует путешествие Петра Первого по Волге в 1695 и 1722 годах.
Главной целью для С. А. Мезина становится рассмотрение путей развития, которые были выбраны городами Поволжья в Петровскую эпоху.
Думаю, что эта книга, так же, как и упомянутые выше, представляет собой прекрасное подарочное издание, документально выверенное, прекрасно проиллюстрированное, написанное чётким языком. Радует, что книга написана так, что оказывается понятной современному читателю, но при этом является значительным научным трудом. Перед нами книга, рассчитанная не только на специалистов, но и просто на любителей истории и краеведения.
Значимость научного труда подчёркивается «парадностью» издания: «видеорядом» – фотографиями.
«Меняющийся Саратов». Иллюстративно-краеведческое издание
Это история города в фотографиях. Выбран общий стиль издания – текст проступает на фоне иллюстраций, что напоминает киноленту. Подобный художественный приём помогает увидеть, как менялся Саратов, посмотреть на то, что было, что изменилось, что утрачено или приобретено нашим городом.
«Меняющийся Саратов» – прекрасный подарок как для саратовцев, так и для гостей города. И эта книга так же, как и остальные издания, адресована широкому кругу читателей: людям, интересующимся историей нашего города – специалистам, краеведам, любителям искусства.
Старое соседствует с новым, старинные фотографии – с современными, и этот «перепад температур», разница во времени, демонстрирующая изменения, происходящие в городе, и составляет динамику альбома, его внутренний сюжет.
Перелистав книги издательского дома «Волга», мы можем понять, что перед нами не просто качественно изданная научная, краеведческая литература, не просто хорошо изданные альбомы. Перед нами произведения искусства, которые воспитывают душу и делают нашу жизнь красивее и праздничнее.